Самооценка навыков общения с детьми.

Для обеспечения комфортного психологического пребывания ребёнка в дошкольной организации, педагог должен найти время и место, чтобы наедине ежедневно пообщаться с каждым ребёнком. В процессе диалога я обращаю своё внимание на следующие моменты:

Прошу детей позаниматься самостоятельно, для того, чтобы  позаниматься индивидуально с кем-то из детей. Настраиваюсь на слушание: забываю на время о своих проблемах, переживаниях, устраняюсь от готовых установок и предубеждений относительно этого ребёнка. Если я занята, то прошу ребёнка немного подождать, но обязательно уделю ему своё внимание.

В беседе с ребёнком стараюсь не атаковать своими вопросами, а дать ему возможность разобраться в своих переживаниях, осмыслить тему разговора, то есть «держу паузу». В течение беседы наши глаза находятся на одном уровне, что способствует доверительным отношениям.

Общаясь с ребёнком, я очень внимательно слушаю и слышу, проявляя искренний интерес к его проблемам, никогда не перебиваю детей. Если ребёнок возбуждён, использую короткие фразы (да-да), и повторяю последние слова (эхо-реакция).

В общении с детьми применяю способ перефразирования, то есть формулирую его мысль своими словами для проверки её точности, делаю акцент на важность сообщения ребёнка. В конце диалога делаю выводы нашей беседы с ребёнком. Благодарю его за инициативу, за доверие, оказанное мне, ведь дети делятся своими личными переживаниями, рассказывая о своей семье, младших сёстрах и братьях. Я никогда не перебиваю детей, даю им возможность высказаться, внимательно слушаю.

Активно интересуюсь другими событиями в жизни ребёнка, проявляя искренний интерес к его проблемам.

Я всегда хвалю детей за их общение со мной, показывая свои личные чувства, эмоции, переживания, предлагаю свою помощь при решении проблемы.

Использую и невербальные способы поддержки ребёнка: движения, мимику, жесты, кивание головой и т.д., при этом наблюдаю, как ребёнок на это реагирует.

В общении с ребёнком понимаю значимость выяснения, уточнения для более полного понимания и восприятия сообщения ребёнка, акцентирую своё внимание на его проблемах, помню об индивидуальных особенностях ребёнка, его характере, темпераменте, способности реагировать на различные ситуации.